Красивая логистика

+ 7 495 108 03 66

Москва

Главное – построить маршрут

18.04.2016

«В жизни, как и в грузоперевозках, главное – построить маршрут»

Редкий случай, когда грузоперевозки стали для человека смыслом жизни: благодаря им наш герой учился в Америке, объездил практически всю Европу и сейчас как минимум раз в год открывает с семьей новые страны. Он удивительно точен, пунктуален и энергичен: во время работы готов бесконечно думать о «проседании» российского рынка, обратной загрузки из Европы и новых рынках, но после с таким же рвением помогает дочери рисовать машинки. Заместитель директора по транспортной логистике компании КРАФТТРАНС Виталий Фадеев рассказал нам о новых офисах, тенденциях, самом крупном грузе, незабываемой горной поездке и страсти к путешествиям.

v.fadeev.jpg

  • С чего начинались ваша карьера в сфере грузоперевозок?
  • С истории о том, что если во что-то искренне верить – обязательно получится. Расшифрую: как-то мне посчастливилось участвовать и выиграть конкурс посольства США на стажировку в Америке. В одном из финальных заданий посольства указал, что хочу повысить знания в транспортной сфере. Ответ последовал через месяц: пообещали обеспечить работой сразу в двух компаниях.

    Грех было не воспользоваться. В итоге пять месяцев стажировался в Штатах: сначала в транспортной компании, а потом в фирме, которая занималась складскими услугами. За короткое время удалось получить богатый опыт работы на одном из самых конкурентных рынков мира.

  • Многие после этого там и оседают: берут домик в ипотеку, покупают Dodge, создают семью, заводят собаку. Вы же решили вернуться…
  • Тому есть несколько причин. Во-первых, у меня была однократная виза, а не вид на жительство. Во-вторых, я изначально был настроен применить полученный опыт в своей стране. Очень хотелось использовать западные подходы в наших реалиях. Поэтому вернулся на родину и какое-то время продолжал работать на прежнем месте – в одной из крупнейших транспортных компаний Бреста. А когда понял, что нужно идти дальше и развиваться – переехал в Минск и устроился в КРАФТТРАНС. И вот уже 10 лет не изменяю ей – разве что со своей женой (смеется – прим. ред.).

  • Проверенные подходы особенно важны в непростые времена. Как повлияли на рынок экспедиторских услуг девальвация рубля в России и Беларуси, а также конфликт в Украине?
  • Влияние всех этих факторов стало особенно заметным в последние полгода. Множество компаний, которые появлялись на рынке, как грибы на поляне, ушли в тень, как только грянул кризис. Текущая ситуация показала, кто готов к трудностям, а кто – нет. На рынке выживают сильнейшие – те, кто способен быстро сориентироваться и сделать правильные выводы. Сила духа и… стальных мускулов.

  • Вы говорите «сильнейшие» – а в чем, собственно, сила таких компаний?
  • Факторов множество: опыт работы на рынке, география поставок, широкий спектр предоставляемых услуг, собственный транспортный парк, новые технологии, внутрифирменные принципы и стандарты, а самое главное – люди. Помимо экономических показателей, «сила» имеет еще и духовный аспект, который заключается в мудрости и решительности учредителей.

  • В связи с санкциями против России и ответными ограничениями объемы перевозок из Европы снизились. Каким образом пытаетесь это компенсировать?
  • Основное направление на сегодня – это развитие экспорта. Его объемы ежемесячно растут и уже превышают показатели импорта. Санкции, введенные прошлым летом в отношении России и их ответные действия, сильно повлияли на рынок экспедиторских услуг. Россия проблему для себя решила: попросту перешла на внутреннее потребление с учетом стран Таможенного союза. Однако для европейских производителей, поставщиков и перевозчиков ситуация сложилась не самая радужная: многие европейские товары оказались под запретом. Это привело к обострению конкуренции на Западе среди перевозчиков.

    Как мы это компенсируем? Развиваем новые направления: активно доставляем грузы в страны Средней Азии, которые в меньшей степени столкнулись с валютными колебаниями и санкциями. Кроме того, мы начали активно участвовать в перевозках внутри Европы. Любое испытание – повод что-то изменить к лучшему. Это и делает компанию сильнее.

  • Вы ощущаете возросшую конкуренцию со стороны европейских перевозчиков?
  • Безусловно, причем в первую очередь от прибалтийских и польских компаний. Они значительно уменьшили объемы поставок в Россию и перебросили транспорт на внутриевропейские маршруты. Как правило, это крупные компании, имеющие высокий уровень автоматизации процессов. Конкурировать с ними непросто, но нам это удается. Ситуация в Европе, повторюсь, непростая: в первую очередь, серьезно упали фрахты.

    Есть и другая проблема: большинство транспортных компаний отказываются браться за экспорт, опасаясь, что машина будет простаивать в Евросоюзе в ожидании обратной загрузки на СНГ. Если раньше можно было заранее просчитать свою импортную загрузку, то сейчас это крайне сложно. При этом повысить стоимость экспортных перевозок тоже нельзя, потому что большинство клиентов определилось с уровнем ставок, которые, как правило, ниже тех, на которые рассчитывают перевозчики.

  • А как происходило продвижение на Запад?
  • Сначала мы открыли офисы в Латвии, Литве и Австрии. Главная цель, которую мы преследовали, – быть ближе к клиентам. Затем последовал второй этап: установление прочных долговременных отношений и привлечение новых заказчиков. Работа с крупными европейскими компаниями – полезный опыт. Как всё происходит: они сначала тебя оценивают, для чего просят прислать множество документов, а после этого проводят тендер, где нужно указать ставки по определенным направлениям.

    После этого анализируются конкурсные заявки и определяются победители. Благодаря успешному опыту участия в тендерах, нам удается заключать долгосрочные договоры по фиксированным ставкам на определенный объем грузов. Среди наших клиентов немало известных компаний.

  • Чем отличается работа с известными брендами от обычных заказов?
  • Клиентская политика одна для всех – каждый клиент, вне зависимости от его известности или объема заказов, должен быть обеспечен высоким качеством сервиса. Мы периодически проводим анкетирование: стараемся получить обратную связь уже после первого реализованного для клиента заказа или проекта. Если допустили ошибки, быстро их исправляем и делаем выводы. Не допускает ошибок лишь тот, кто не работает или работает по шаблону.

  • Неприятности случаются часто?
  • Сложности возникают, но редко. Никто не застрахован от неприятностей в пути. Если что- то и случается, то мы совместно с нашими партнерами стараемся молниеносно отреагировать на возникшую проблему, чтобы не подвести ожидания клиента.

  • В чем ваше преимущество по сравнению с европейскими перевозчиками?
  • Прежде всего, мы выигрываем за счет конкурентоспособных цен. Кроме того, мы стараемся выполнить все условия, которые ставит перед нами клиент.

  • А как меняется структура заказчиков: те же европейские компании открывают в Беларуси свои представительства и дочерние организации?
  • Если говорить о западных заказчиках, то они стали к нам ближе территориально. За последние годы многие европейские компании, действительно, открыли представительства и предприятия в Беларуси. Это облегчает нашу коммуникацию и делает взаимодействие с ними более эффективным.

  • Видимо, ужесточились и требования клиентов?
  • Естественно, и большинство крупных компаний были к этому готовы. Проиллюстрирую это на примере компании КРАФТТРАНС, известной особой политикой по взаимодействию с клиентами. Так, мы ввели следующее правило: в случае обращения клиента ответ должен быть подготовлен и отправлен в течение трех часов. И не минутой позже! Кстати, столько же времени уходит на то, чтобы экстренно заменить автомобиль с грузом в случае поломки. Кроме того, во время перевозки наш сотрудник ежедневно предоставляет текущую информацию по местоположению транспортного средства. Используется и программное обеспечение, которое фиксирует любое перемещение автомобиля. Собственно, это лишь отдельные примеры – на деле принципов гораздо больше.


  • Было бы хорошо, если бы отправитель или получатель могли следить за грузом в режиме реального времени…
  • Мы сейчас внедряем систему транспортной биржи. Она уже работает в тестовом режиме на нашем сайте. С ее помощью клиент может самостоятельно отслеживать собственные грузопотоки.

  • Каким образом вы выбираете подрядчиков?
  • Мы к этому относимся очень серьезно: оцениваем опыт международных перевозок, количество транспортных средств, наличие страхования и современного парка автомобилей, опыт и профессионализм водителей-международников. Каждые полгода мы отправляем анкету перевозчикам, чтобы получить их отзывы о работе с нами. Собственно, это общепринятая практика. В настоящее время компания работает со 140 приоритетными перевозчиками, парк каждого из которых насчитывает свыше 80 автомобилей. Общее количество привлеченных грузовиков превышает более 30 тыс. – практически все они оснащены двигателями стандартов «Евро-5» и «Евро-6». Всем перевозчикам мы гарантируем постоянный объем загрузок и своевременную оплату, а также помощь и консультационную поддержку в нестандартных ситуациях.

  • С какими необычными проектами приходилось сталкиваться – скажем, перевозка дома или слона?
  • Слонов еще пока не перевозили, а вот нефтяную вышку из Голландии в Беларусь доставляли. Помню, когда мы только получили упаковочные листы, то были сильно озадачены: три дня ушло только на то, чтобы разложить весь груз по машинам (клиент не знал, сколько их требуется). Мы выехали на место загрузки и присутствовали там три дня. Проект уникальный – вышку везли в Мозырь в течение трех недель. При этом было задействовано 72 стандартных автомобиля и 12 негабаритных площадок. Для меня такие проекты, сродни сложной хирургической операции, в которой нужно просчитать каждое свое действие.

  • Ваши прогнозы: каким вы видите развитие рынка экспедиторских услуг?
  • На мой взгляд, в будущем участятся факты слияний и поглощений экспедиторских компаний. Мы для себя выбрали другой путь – расширение сети и создание новых представительств. Так, в ближайшее время КРАФТТРАНС должен открыть два новых офиса – в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Российский рынок остается для нас одним из приоритетных.

    Особое значение приобретет скорость принятия решений: серьезная компания, получив заказ утром, уже в обед должна отправить машину для доставки груза. Крупные компании, как правило, универсальны и готовы перевозить «до дверей» различные грузы: от сборных до комплектных, включая негабаритные.

  • Видимо, грузоперевозки для вас – это больше, чем просто работа. Остается ли время на семью?
  • Безусловно, ведь это – святое. Мой девиз по жизни: все нужно делать своевременно. Я против того, чтобы люди сидели допоздна, ведь так и до конфликтов в семье недалеко. Сам стараюсь работать только в рабочее время. Вечера и выходные провожу с женой и дочкой: гуляем в парке, ходим в бассейн, кино и театр. Кстати, дочке уже исполнилось шесть лет, и в сентябре она пойдет в первый класс. Она хорошо понимает, в чем заключается моя работа. Когда у нее спрашивают, отвечает: «Папа занимается транспортом». Учу ее рисовать автомобили (улыбается – прим. ред.).

  • В грузоперевозках приходится часто путешествовать. Эта сфера сделала вас «человеком мира»?
  • Скажем так, я на полпути к этому. У меня было достаточно командировок. За это время я успел осмотреть немало достопримечательностей и изучить культуры других стран. В целом путешествия – это моя страсть. Мы с женой и дочкой стараемся в отпуск куда-то летать. Во время поездок стремимся успеть не только полежать на пляже, но по максимуму познакомится с традициями, обычаями и историей народа. Впечатления останутся с тобой навсегда, в отличие от загара.

  • Случались ли с вами интересные случаи?
  • Больше всего мне запомнилась командировка на север Испании, маршрут которой пролегал по горной дороге. Тогда водителю пришлось немного спустить колеса, чтобы проехать через горный тоннель. После волнительного перехода в горах не страшно было идти и на корриду – в общем, это была незабываемая командировка. Возможно, наша работа и не самая романтичная, но в ней уж точно есть место открытиям и приключениям. Особенно если вокруг происходит столько всего интересного.