10.05.2017
На фоне выше перечисленных причин, выделяется также и субъективный фактор: по мнению некоторых специалистов, в стране прослеживается недостаток контроля производства продуктов питания со стороны властей, низкий нравственный уровень производителей продукции и стремление к выгоде, зачастую нечестным путём.
По итогам 2016 года Китай стал крупнейшим импортером российских продуктов (10,1%), далее расположились Турция, Египет, Республика Корея и Казахстан.
По данным Infranews.ru, в прошлом году пищевой и сельскохозяйственный экспорт вырос из России в Китай на 17% — до $1,983 млрд.(коды ТНВЭД с 1 по 24). Доля в общем экспорте поднялась с 5,11% в 2015 г. до 6,15% в 2016.
Экспорт пищевой и с/х продукции из России в Китай в 1 кв. 2017 г., по сравнению с аналогичным периодом 2016 года в стоимостном выражении вырос на 1,1 % (522 млн. $ в 1 кв. 2017-го против 516.5 млн. $ в 1 кв. 2016 г.).
По итогам 2016 года, наибольший удельный вес в российском продовольственном экспорте в Китай (64%) занимает рыба. По экспорту рыбы в Китай в 2016 году Россия заняла первое место в мире, опередив США, Канаду, Новую Зеландию и Норвегию. Далее расположились масличные культуры, а также масло и жиры (8,44% и 9,81% соответственно), экспорт остальных товарных групп не превышал 1%.
На графике ниже отображены быстрорастущие товарные группы продовольствия по экспорту в Китай (данные показаны в стоимостном выражении, млн. $).
Для входа российских экспортёров продовольствия на китайский рынок существует несколько основных барьеров:
1. Необходимость представительства компании в КНР, так как для китайцев важно личное общение при ведении бизнеса.
2. Согласование санитарных и фитосанитарных требований китайской стороны при экспорте соответствующих продуктов, так как этот пункт является обязательным для полноценной торговли.
3. Вопросы логистики. Существующий логистический комплекс недостаточно эффективен для масштабного товарооборота с Китаем, потребности которого растут с каждым днем.
4. Высокие импортные пошлины на отдельные виды сельскохозяйственных товаров и продовольствия.
Для решения этих и ряда других проблем, в середине апреля 2017 года российскими производителями экологически чистых продуктов питания была создана и презентована в посольстве России в Китае ассоциация, основной целью которой станет продвижение товаров российского производства на рынке Китая. В мероприятии участвовали заместитель Министра сельского хозяйства Китая Цюй Дунъюй, заместитель руководителя Главного государственного управления технического и карантинного контроля качества товаров Китая Сунь Давэй, а также около 200 представителей обеих стран, заинтересованных в сотрудничестве.
Учредители ассоциации главной для себя задачей обозначили обеспечить гарантию качества китайским потребителям и приемлемой цены за счет сокращения цепочек поставок продуктов питания.
Суммарно членами ассоциации производится более 1000 товарных позиций - бакалейная группа товаров, кондитерские изделия, шоколад, алкогольная продукция, мороженое и другие продукты питания.
В отраслевых порталах выделяется тенденция на рост мирового экспорта в Китай следующих товарных групп:
На момент 2017 года эксперты определили ряд факторов для дальнейшего роста экспорта российского продовольствия и сельскохозяйственных культур в Китай: