Пандемия почти на треть «обрезала» потоки грузов в Россию. Но рынок худо-бедно возвращается к жизни и к концу года может с лихвой отыграть потери. Вслед за партиями медицинских изделий растет спрос на отгрузку товаров народного потребления. Причем ждать никто не готов — в моде быстрые поставки по принципу «еще вчера», так что авиаперевозки из Китая, США и стран Евросоюза выходят на первый план.
— Сокращение потоков началось с Китая, который в феврале сначала на две недели ушел на традиционные новогодние каникулы, а потом закрылся на всеобщий карантин, продолжавшийся аж до конца марта. Поэтому в апреле возник серьезный отложенный спрос на товары, которые были готовы в декабре-январе, но не были своевременно отправлены в Россию. Затем последовал резкий рост объемов перевозок всех видов: морских, железнодорожных, автомобильных и авиационных.
Что интересно, в апреле-мае мы наблюдали спрос на «быстрые виды транспорта» — доставку товаров в ускоренные сроки. Мало кого интересовала возможность отправки груза морем через порт за 50+ дней: всем нужно было это сделать «уже вчера», так как стояло производство или горели сроки поставок. Поэтому резко выросло число авиаперевозок и поставок железнодорожным транспортом из Китая.
— Какие товары в основном быстро везли в Россию?
— Прежде всего, это, конечно, средства защиты: маски, перчатки, медицинские халаты и ткани. И тут влияние пандемии коронавируса очевидно. Продукцию закупали как для продажи, так и крупные заводы для своих нужд. Маски доставляли целыми самолетами.
Некоторые российские предприятия быстро переориентировались под пошив масок, халатов и матрасов для больниц. А мы в свою очередь ускоренно возили им текстиль из Китая.
— Летом рост продолжился или, напротив, припал?
— В июне рынок просел в связи с карантинными ограничениями в России. Многие компании стали просить придержать грузы в Шанхае, Санкт-Петербурге и Прибалтике. Причины разные: склады и так забиты, а денег не у всех хватало, чтобы окончательно выкупить и растаможить грузы. Мы пошли навстречу и предоставили льготные условия по хранению и использованию оборудования. И тем самым сократили расходы своим клиентам.
В то же время в июне стали расти объемы автоперевозок из ЕС. Если в апреле европейские заводы не работали, то с началом лета стали активно производить и поставлять товары в Россию.
— Насколько велики потери для рынка?
— По нашим оценкам, рынок упал более чем на 30%. И пока, конечно, еще рано говорить о восстановлении, хотя ситуация и улучшилась. Мы видим, что крупные предприятия нарастили объемы, но это скорее восполнение складских запасов после длительного застоя. А если брать наиболее пострадавшие отрасли, то они не вышли из кризиса. В частности, сейчас нет спроса на оборудование для фитнес-центров и стоматологий, хотя еще до пандемии оно было крайне востребовано. Также снизился спрос на детские коляски, велосипеды и продукцию для HoReCa.
— А на какие товары спрос оживился?
— Серьезно возросли объемы перевозок текстиля, мебели и продуктов питания. Кроме того, наблюдается большой интерес к домашним животным, что стимулирует спрос на зоотовары. Также люди не перестали покупать детскую одежду и игрушки.
— С какими проектами у КРАФТТРАНС возникли сложности из-за пандемии и карантина?
— Сложностей было много. В частности, когда надо было оперативно привезти маски в Москву, а регулярных международных рейсов не было. Приходилось выкручиваться: например, не вышло вывезти груз напрямую, так мы доставили его во Владивосток, а уже оттуда — внутренним рейсом.
— Пандемия изменит структуру перевозок товаров в Россию?
— Сначала был страх, что товары из Китая нужно как-то дополнительно обрабатывать, но потом он быстро прошел. Все осознали, что вирус не живет так долго на поверхности предметов. Что касается безопасности персонала, то штат КРАФТТРАНС вполне безболезненно перешел на «удаленку».
— Использовали коронакризис как новую возможность?
— Мы восприняли этот риск как возможность прирасти в чем-то — не только в доле, но и в опыте. И КРАФТТРАНС неплохо с этим справился.
— Каков ваш прогноз до конца года — рынок вернет свое?
— Полагаю, рынок восстановится в начале следующего года. Сейчас мы наблюдаем проблемы с наличием контейнеров и вагонов, мест на судах, но они не связаны с ростом импорта в Россию. Причина в том, что Европа раньше вышла из карантина и сейчас нарастила объемы. Поэтому и возникают эти 2-3 месяца отставания в производстве и продажах. Так что и восстановление сферы грузоперевозок произойдет у нас несколько позже.
— Если тренд сохранится, то доля авиаперевозок увеличится заметно. Кроме того, активизировался экспорт из России, что объясняется снижением курса рубля по отношению к доллару и евро.
Также мы наблюдаем снижение интереса к доставке по длинному маршруту через порты Прибалтики — тут возникают вопросы и к стоимости, и к срокам. Спрос в основном переориентируется на железнодорожный маршрут через Забайкальск, частично — на порты Владивостока и Восточного. Получается вдвое быстрее. Однако эта тенденция наблюдается уже 2-3 года, а пандемия лишь ее усилила.