02.04.2013
В рейтинге ведущих экспедиторов Беларуси по итогам хозяйственной деятельности, который ежегодно составляет Ассоциация Международных Экспедиторов и Логистики "БАМЭ", в тройке лучших стабильно держится КРАФТТРАНС. О том, как развивался рынок экспедиторских услуг в прошлом году, а также своими мыслями насчет последних тенденций в транспортной отрасли с журналом «Бизнес-ревю» поделились руководители и специалисты «КРАФТТРАНС»:
-Прошлый год можно назвать годом развития компании, хотя этот год, безусловно, был непростой. Расстановка сил не оче изменилась, но серьезных игроков на транспортно-экспедиторском рынке Беларуси становится все больше, - отметил
Ярослав Кириллов, директор компании «КРАФТТРАНС».
По его словам, основные тренды прошлого года – это оживление «южного коридора» при перевозках грузов контейнерами, нормализация ситуации по обмену разрешениями между российскими и польскими автоперевозчиками и продолжающаяся миграция трудовой силы за рубеж:
- При перегруженности балтийских направлений впервые за несколько лет стало экономически целесообразно использовать порты Черного моря, особенно при перевозках грузов в Юго-Восточную Азию, - отметил Ярослав Кириллов, - Важное событие ушедшего года – это решение вопроса по взаимному обеспечению российских и польских автоперевозчиков разрешениями на проезд по территориям их стран. Достигнутое в прошлом году соглашение, позволило привлечь дополнительное количество транспортных средств к перевозкам грузов в направлении Европа-СНГ. В транспортной отрасли сохранилась миграция трудовых ресурсов в направлении Российской Федерации, Польши, Прибалтики, что создает дополнительные сложности на рынке труда в Беларуси.
Южный вектор
Компания «КРАФТТРАНС» активно занимается мультимодальными перевозками.
Сергей Богданович, руководитель отдела мультимодальных перевозок руппы компаний «КРАФТТРАНС», рассказал о тенденциях, которые наблюдались в этом секторе в 2012 году:
- Мультимодальными перевозками в контейнерах занимаются все больше и больше транспортных компаний, следовательно, усиливается конкуренция. Это связано с тем, что, во-первых, объемы таких перевозок до последнего времени имели тенденцию к росту, во-вторых, контейнерная перевозка имеет понятные принципы организации и документооборот. Поэтому много компаний в Беларуси, которые начинали деятельность с организации автомобильных перевозок, со временем сместились и в сегмент перевозки грузов в морских контейнерах.
Другой тип мультимодальных перевозок – неконтейнерные перевозки, когда груз перевозится по схеме «автомобиль + море» либо «железная дорога + море» без контейнера. Этот сегмент, по словам Сергея Богдановича, не настолько широк, как первый, поскольку работа в нем требует гораздо большей квалификации для организации процесса и большее количество оборотных средств: здесь работает гораздо меньше компаний, буквально 5-6, среди которых и «КРАФТТРАНС».
Последние 2-3 года контейнерные перевозки были практически на 100% завязаны на балтийский регион (через порты Клайпеды и Риги) в связи с дорогим наземным плечом при доставке грузов в порт или из порта Черного моря (Одесса, Ильичевск). Но, как выше отмечал Ярослав Кириллов, сейчас ситуация меняется – вновь интересным становится не только направление на Балтику, но и на юг, особенно что касается белорусского экспорта.
- Грузы, которые мы отгружаем контейнерами из портов Клайпеды и Риги, потом перегружаются в Европе и уже из Гамбурга следуют на крупных контейнеровозах, например, в Китай. Германия и другие страны Европы активно загружают эти большие контейнеровозы дорогими грузами, поэтому возможностей отправить по нормальной цене грузы из Балтики становятся меньше. На Украине другой рынок, другие подходы к цене, поэтому при перевозке экспорта, например, на Дальний Восток, украинское направление стало интересней, - объясняет Сергей Богданович.
Будет экспорт – будут и перевозки
Эксперты компании «КРАФТТРАНС» уверены, что спрос на рынке мультимодальных перевозок может вырасти при увеличении экспорта белорусских товаров в страны дальнего зарубежья. Пока, к сожалению, сильных тенденций роста экспорта не наблюдается, отмечает Сергей Богданович.
В тоже время он добавляет, что последние несколько лет сохраняются относительно стабильные грузопотоки в Венесуэлу, и в них компания «КРАФТТРАНС» также участвует (несколько раз были осуществлены доставки больших партий тракторов). Что касается остальных рынков Латинской Америки, Африки и Азии, то серьезных увеличений объемов экспорта пока нет.
Между тем потенциал для роста популярности мультимодальных перевозок лежит и в другой плоскости: еще не все предприятия понимают выгоды их использования:
- Мультимодальная перевозка дает возможность клиенту получать оплату быстрее, чем при использовании традиционных схем платежей. Обычно экспортер получает оплату за товар только по предъявлении в банк определенного набора документов, подтверждающих факт отгрузки. Как правило – это морская транспортная накладная (морской коносамент), которая попадает в руки экспортеру только через 10-14 дней после того, как груз фактически покидает склад завода: за это время он доезжает до порта, ждет там какое-то время, грузится на борт, потом документ об отгрузке доставляется в Минск. А экспедиторский документ (мультимодальный коносамент) выдается сразу после принятия экспедитором груза под свой контроль непосредственно здесь, в Минске. Таким образом, предприятие может получить деньги гораздо быстрее. Это преимущество сейчас стараемся объяснить нашим заказчикам, - отмечает Сергей Богданович и добавляет, что некоторые предприятия уже увидели эту выгоду.
С ювелирной точностью
КРАФТТРАНС активно занимается негабаритными перевозками. По словам Ярослава Кириллова, директора компании, сегодня все большее количество перевозчиков и экспедиторов выходят на рынок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Про ключевые проекты компании «КРАФТТРАНС» в сфере крупногабаритных и тяжеловесных перевозок рассказывает
Вадим Пташник, директор филиала ООО«КРАФТТРАНС» в Бресте.
- В начале 2012 года компанией «КРАФТТРАНС» была реализована перевозка тяжеловесного трансформатора из Италии в Российскую Федерацию с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта. Специалисты отдела железнодорожных перевозок разработали и предоставили оптимальную схему размещения трансформатора и масла на одной единице транспорта. Используя опыт прошлого года, в начале 2013 года нами уже доставлен трансформатор весом в 81 тонну из Германии в Кыргызстан, - делится подробностями Вадим Пташник.
В 2012 года был осуществлен ряд перевозок ветрогенераторов из Германии в Беларусь. Особенностью данной перевозки, как рассказывает Вадим Пташник, стал тот факт, что один из сегментов колонн имел длину 25 метров, диаметр 4,17 метров и вес 46 тонн:
- При перевозке на подвижном составе с погрузочной высотой 50 см от земли мы столкнулись бы с проблемой проезда под линиями электропередач, следовательно, потребовалось бы разработать маршрут с большим количеством объездов, мостов и другими сложностями. Но, используя специализированный подвижной состав, мы смогли перевезти груз на высоте 25-30 см от земли. В результате его общая высота составляла 4,45 метра, что позволило избежать дополнительных расходов и существенно уменьшить бюджет перевозки и осуществить транспортировку в минимальные сроки.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов во многом зависит от состояния дорожной сети. В Беларуси, как отмечают специалисты «КРАФТТРАНС», дороги, конечно, не европейского уровня, но хотя бы существует более-менее понятная ситуация с разрешительной системой на проезд негабаритных и тяжеловесных грузов:
- Если бы в Российской Федерации были такие же четкие и единые правила игры, как в Европе, проблем бы не было. К тому же стоимость разрешений на проезд в России значительно выше. Поэтому на дальние расстояния мы стараемся отправлять грузы железнодорожным транспортом или применяем мультимодальные схемы, - делится опытом Вадим Пташник.
В то же время он отмечает, что есть и положительные тенденции: больше клиентов стала предъявлять экспедиторам требование оформить все разрешительные документы на перевозку негабаритного груза. Это характерно для крупных компаний с отлаженными бизнес процессами, которые уже не раз имели проблемы в связи с отсутствием разрешений. Заказчики стали более ответственно подходить к выбору транспортно-экспедиционной компании. Вадим Пташник подчеркивает, что компания «КРАФТТРАНС» всецело за такой подход.
Новые возможности
О перспективах развития компании КРАФТТРАНС и достижениях 2012 года рассказывает руководитель
компании КРАФТТРАНС Дмитрий Ганнота.
- В 2012 году в компанию КРАФТТРАНС вошли еще три компании: КАРФТТРАНС Атлас (Москва), КРАФТТРАНС ВЕНУС (Австрия) и КРАФТТРАНС Верналис (Литва). Основной целью открытия новых офисов стало желание быть ближе к заказчикам для выстраивания долгосрочного эффективного сотрудничества, с одной стороны, и развитие новых направлений, с другой. Новая инфраструктура позволит обеспечивать максимально полный сервис нашим клиентам и снизить их издержки по доставке грузов.В ближайший год мы планируем активно развивать свое присутствие на российском рынке. Также рассматриваем возможности перевозок внутри Европы.
Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке перевозок внутри Беларуси, своей задачей мы видим дальнейшее увеличение объема услуг, оказываемых собственным транспортом.
Главную цель компании - повысить эффективность работы и обеспечить качественные услуги для предоставления новых возможностей нашим заказчикам.